РЕБЕНОК И МИР: ФОРМИРОАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Современное общество несёт колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Во всём мире всё больше внимания уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, социального, техногенного происхождения, идёт интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни.
Поэтому одной из наиболее приоритетных и важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных учёных, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Скочинского, Вернадского и др.
Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей: формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
ü формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами, легко воспламеняющимися предметами, о последствиях пожаров, о действиях при возникновении пожара, об опасностях в быту.
ü об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми, о конфликтных ситуациях со сверстниками.
ü о безопасном поведении во дворе, на улице, дороге, в городском транспорте, о правилах дорожного движения.
ü о бережном отношении к природе, о правилах безопасного поведения на природе, о функциях организма человека, о личной гигиене, микробах и вирусах, здоровье и болезнях.
ü развитие способности к предвиденью возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного, безопасного поведения.
Работа по опыту осуществлялась на основе следующих направлений:
· социально-психологического;
· интеллектуального;
· оздоровительного
Дети должны иметь представление о том, что многие вещи и предметы могут быть опасными (кухонные ножи, электроутюг, гвозди, велосипед, самокат, автомобиль и т.п.). Они могут и безопасными, если используются по назначению и правильно. В ходе обучения дошкольники получают элементарные представления о том, что человеку важно знать о правилах безопасного поведения и о том, что их надо уметь соблюдать дома, на улице, в детском саду, а также при возникновении опасных ситуаций, связанных как с человеческой деятельностью, так и со стихийными природными явлениями.
Для опыта были использованы традиционные педагогические принципы и методы обучения.
1) Принцип доступности
2) Принцип индивидуализации
3) Принцип повторяемости материала
4) Принцип наглядности -
У детей 3-5 лет наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. Любая организованная деятельность с детьми обязательно сопровождается демонстрацией иллюстраций, красочно оформленных картинок, примерами из личного опыта, чтением детской художественной литературы. В этом возрасте предпочтение отдаётся русскому фольклору, который помогает прививать детям культурно-гигиенические навыки - русские народные сказки «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заячья избушка» и др. На примере героев этих сказок дети знакомятся с правилами безопасности. Говоря о сказках, хочется отметить, что при использовании приёма «переиначивания» сюжета можно смело закреплять с детьми правила безопасности. Так с детьми средней группы разыгрывалась сказка «Волк и семеро козлят» на новый лад. Конечно, говоря о художественных произведениях, надо отметить всеми любимые «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе», «Кошкин дом».
Ребёнок 4-5 лет уже должен знать адрес своего места жительства, по возможности номер телефона и, что немаловажно, уметь по телефону разговаривать, коротко и точно сообщить необходимую информацию.
Немало внимания уделяется обучению детей правилам поведения на улицах города, правилам дорожного движения (дидактическая игра «Чрезвычайные ситуации», «Правила дорожного движения»), и знакомству с видами транспорта.
Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности рассматриваются плакаты («Причины пожара», «Правила поведения при пожаре»).
Конечно, важное место в работе с детьми в возрасте 5-7 лет занимает обучение правилам личной безопасности. Дети должны иметь представление о возможной опасности общения с незнакомыми людьми. В беседах рассматривались и обсуждались типичные ситуации (плакат «Правила безопасности для дошкольников»).
Проблемы, связанные с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Сознавая это, обеспечивали преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьёй. Для формирования заинтересованности родителей по проблеме ОБЖ проводились следующие мероприятия:
- анкетирование «Азбука безопасности», «Нужны ли семье традиции» и др.;
- родительские собрания (диспуты) с целью информации о совместной работе и стимулирования активного участия в ней родителей;
- создание мини-библиотеки по проблеме формирования основ здорового образа жизни и ОБЖ у дошкольников;
- подборка тематических консультаций в папке для родителей, индивидуальные и групповые консультации;
- создание семейного клуба «Островок безопасности»;
- участие родителей воспитанников в развлечениях;
- оформление буклета по безопасности «Правила жизни».
Перечисленные мероприятия помогают наладить более тесное и эффективное взаимодействие сотрудников ДОУ с родителями и создают атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
После проведения мониторинга было выявлено повышение процента усвоения, что видно из диаграммы.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что работа по ОБЖ и привитию детям ценностей здорового образа жизни направлена на формирование опыта безопасного поведения дошкольников, развитие способности адекватно реагировать в случае опасности и обучение способам самосохранения и выживания. И в таком необходимом и непростом деле наиболее эффективным является игровая и театрализованная деятельность, которая помогает повысить эмоциональный тонус, активизировать внимание и развивать творческие способности детей.