«Кризис, катастрофа, шок» - так нередко называют период поступления
ребенка в дошкольное образовательное
учреждение. Что делать, чтобы эти весьма опасные
для физического и психического здоровья малыша переживания миновали его?
Абсолютно все дети любого
возраста, попадая в детский сад, переживают так, называемый адаптационный
период. Естественно, чем ребенок старше, тем этот период короче и легче. В любом случае 2 месяца - это минимальный срок, адаптации детей к
детскому саду. На самом деле адаптационный период длится, как правило, от 2
месяцев до полугода. Для того чтобы он прошел наиболее благополучно, и в
дальнейшем ребенок мог без вреда для себя посещать детский сад, рекомендуем
вам:
1.
Заранее узнайте все новые моменты режима дня
детского сада и введите их в домашний распорядок дня.
2.
Постарайтесь, чтобы начало посещения детского сада
не пришлось на эпикризные сроки: 1г 3м, 1г 6м, 1г 9м, 2г 3м, 2г 6м, 2г 9м и 3г.
3.
Водить ребенка в детский сад на полдня (до дневного
сна), нужно не меньше, чем две недели. Если все в порядке, ребенок не болеет и
охотно ходит в детский сад, можно попробовать оставить его на дневной сон.
4.
Когда вы первый раз оставите ребенка спать, прийти
за ребенком в детский сад нужно до того, как он проснется. Сделать это
необходимо для того, чтобы проснувшись, одевшись, малыш сразу смог вас увидеть,
так как в этом возрасте дети путают дневной и ночной сон и проснувшись в
детском саду, они не помнят, не понимают, когда их сюда привели, и
соответственно не знают, когда за ними придут.
Идеальный возраст для адаптации -
1год 8 месяцев, когда в развитии ребенка отмечается прогресс и он настолько
понятлив, что мы приступаем его планомерному обучению, по сути - подготовке к
школе. Важно не
погасить эту понятливость, что легко сделать, если ребенок играет примитивно,
без смысла и выдумки, вызывая у родителей недовольство и досаду, которые лишь
укоренят в более старшем возрасте неуверенность и чувство вины.
Бурно формируется основное волевое качество
- способность в одних условиях действовать со всей энергией, а в других -
сдерживать, ограничивать себя. А именно в этот период дает о себе знать
темперамент и формирующийся характер ребенка, поэтому нельзя требовать от
ребенка ровного настроения, реагирования: ребенок, должен отреагировать все
свои эмоции, отреагировать и мощно, испытав восторг и подъем игры, не сдерживая
себя среди столь эмоциональных сверстников.
5. Родители
Родители отдают своего
ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если это решение не связано
с серьезными жизненными потребностями семьи (например, обязательный выход
матери на работу), оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близком
ребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И
чем ближе день, когда малыш переступит порог детского сада, тем все чаще дают
о себе знать следующие проявления:
• в памяти всплывают
эпизоды личного опыта посещения детского сада (причем в первую очередь, как
правило, отрицательные)]
• начинается «маркетинг в
песочнице» (разговоры с гуляющими мамами на детской площадке все время
крутятся вокруг вопросов: «А вы ходите в детский сад? И как там?»);
• обостряется внимание к
привычкам и навыкам ребенка, причем не
только к культурно-гигиеническим (умение пользоваться туалетом, мыть руки и
лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр.), но и к поведенческим (как общается с другими
детьми, как слушает и выполняет просьбы взрослых).
• в общении с ребенком и
друг с другом появляются слова «детский сад» и «воспитательница» (Вот
пойдешь в детский сад... Что скажет воспитательница, если увидит такое...).
Ребенок
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их
жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный
уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:
• четкий режим дня;
• отсутствие родных рядом;
• длительный контакт со сверстниками;
• необходимость слушаться
и подчиняться незнакомому взрослому;
• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
• особенности нового пространственно-предметного окружения.
Существует
3 типа адаптации
Тип неблагоприятной или тяжелой адаптации (от 2 до 6 месяцев).
характеризуется потерей в весе или внезапным, без каких-то видимых
причин, кратковременным повышением темпера- туры. Стресс разрушает защитные
барье- ры малыша, необходимые для
поддержки состояния здоровья, и - нет больше защитного панциря, защищающего от
всех болезней. От любого дуновения ветерка ребенок заболеет, произойдет срыв
адаптации, а после срыва ему придется адаптироваться заново. Цепочку «разлука – страхгстресс - срыв адаптации - болезнъ
с осложнениями» повторяется в течение нескольких месяцев. Таких детей
желательно не отдавать в три года в детский сад.
Тип легкой адаптации (15-30 дней) характеризуется
привыканием к новой обстановки - в течение полумесяца, а изменения, которые
видны в поведении ребенка, кратковременны и незначитель- ны, поэтому ребенок не
болеет.
Промежуточный вариант (30-60 дней) - средней тяжести течение периода различных
адаптационных изменений в детском организме характеризуется сроком адаптации - больше месяца, иногда во время
нее возможны заболевания без каких: либо осложнений.
Как надо родителям вести себя с ребенком, когда он впервые начал посещать
детский сад.
• Настраивайте ребенка на мажорный лад. (Внушайте
ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
•
Забирайте первое время пораньше
домой, создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
•
(Уменьшайте нагрузку на нервную
систему: на время прекратите походы в цирк в театр, в гости и другие
многолюдные и шумные места, сократите просмотр телепередач.
• Не кутайте ребенка, а одевайте в
соответствии с температурой в группе.
• Не реагируйте на выходки ребенка и не
наказывайте его за детские капризы.
Как не надо вести себя родителям с ребенком, когда
он начал посещать впервые детский сад.
• В присутствии ребенка плохо говорить о
детском саде или обсуждать связанные с ним проблемы.
• «Наказывать» ребенка детским садом и в
числе последних забирать егб домой.
•
Мешать его контактам с детьми в
группе: значимый взрослый, оставаясь в группе наблюдать за своим ребенком
порождает ситуацию двойственности, которая усугубляет в ребенке качество
нерешительности и препятствует возможности обучиться спонтанному поведению в
новой обстановке.
•
Наказывать за детские капризы.
Обратите внимание: ребенок капризен и своеволен лишь тогда, когда ему
действительно ничто не угрожает. Балуясь, он испытывает и себя, и мир на
прочность, он определяет до каких допустимых, границ могут простираться его
действия в этом мире. При малейшем страхе, намеке на опасность он бежит искать
защиты и помощи у взрослых, становясь образцом послушания
. Это -
признание своей ошибки и просьба о помощи. Ведь своего опыта еще нет. Требуется
грамотная помощь
Сколько это будет длиться?!
Или когда наступит
конец адаптации?
Концом периода адаптации
принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят
положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:
• при утреннем расставании ребенок не плачет и
с желанием идет в группу;
• ребенок все
охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы,
следует режимным моментам;
• малыш ориентируется в пространстве группы, у
него появляются любимые игрушки;
• ребенок вспоминает забытые навыки
самообслуживания; более того, у него появляются новые достижения, которым он
научился в саду;
• восстановилась речь и нормальная
(характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем и в
детском саду;
• нормализуется сон как в
детском саду, так и дома;
• восстанавливается аппетит.
взрослых; в
трудной ситуации - дать образец новой формы поведения в изменившихся условиях
.
СОВЕТ СТАРШЕЙ МЕДЕЦИНСКОЙ СЕСТРЫ: В
первый раз отвести ребенка в детский сад желательно в четверг. Два дня - четверг,
пятница - это как раз то необходимое количество времени, для того чтобы ребенок
мог понять, куда его привели. Два последующие субботу-воскресенье - осмыслить
новую информацию и срелаксировать новые впечатления. В понедельник, вторник,
ребенок, посещает детский сад в том же режиме, что и четверг-пятницу. Если вы
чувствуете, что ребенок не справляется с обрушившимися на него впечатлениями,
оставьте малыша в среду дома, отдохнуть. |