РЕБЕНОК И МИР: ФОРМИРОАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Современное общество
несёт колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев,
техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Во всём мире всё больше
внимания уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги
различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной
безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы
защиты от опасностей природного, социального, техногенного происхождения, идёт
интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек
здорового образа жизни.
Поэтому одной из наиболее приоритетных и
важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его
жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных
учёных, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А.
Скочинского, Вернадского и др.
Содержание
образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей:
формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования
предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) и включения
детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
ü формирование
у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами, легко
воспламеняющимися предметами, о последствиях пожаров, о действиях при
возникновении пожара, об опасностях в быту.
ü об
осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми, о конфликтных
ситуациях со сверстниками.
ü о
безопасном поведении во дворе, на улице, дороге, в городском транспорте, о
правилах дорожного движения.
ü о
бережном отношении к природе, о правилах безопасного поведения на природе, о функциях организма человека, о личной
гигиене, микробах и вирусах, здоровье и болезнях.
ü развитие
способности к предвиденью возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и
построению адекватного, безопасного поведения.
Работа по опыту
осуществлялась на основе следующих направлений:
·
социально-психологического;
·
интеллектуального;
·
оздоровительного
Дети должны иметь
представление о том, что многие вещи и предметы могут быть опасными (кухонные
ножи, электроутюг, гвозди, велосипед, самокат, автомобиль и т.п.). Они могут и
безопасными, если используются по назначению и правильно. В ходе обучения дошкольники
получают элементарные представления о том, что человеку важно знать о правилах
безопасного поведения и о том, что их
надо уметь соблюдать дома, на улице, в детском саду, а также при возникновении
опасных ситуаций, связанных как с человеческой деятельностью, так и со
стихийными природными явлениями.
Для опыта были использованы традиционные педагогические
принципы и методы обучения.
1) Принцип доступности
2) Принцип индивидуализации
3) Принцип повторяемости материала
4) Принцип наглядности -
У детей 3-5 лет наблюдается
повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. Любая
организованная деятельность с детьми обязательно сопровождается демонстрацией
иллюстраций, красочно оформленных картинок, примерами из личного опыта, чтением
детской художественной литературы. В этом возрасте предпочтение отдаётся
русскому фольклору, который помогает прививать детям культурно-гигиенические
навыки - русские народные сказки «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заячья
избушка» и др. На примере героев этих сказок дети знакомятся с правилами
безопасности. Говоря о сказках, хочется отметить, что при использовании приёма
«переиначивания» сюжета можно смело закреплять с детьми правила безопасности. Так
с детьми средней группы разыгрывалась сказка «Волк и семеро козлят» на новый
лад. Конечно, говоря о художественных произведениях, надо отметить всеми
любимые «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе», «Кошкин дом».
Ребёнок 4-5 лет уже должен знать адрес своего
места жительства, по возможности номер телефона и, что немаловажно, уметь по
телефону разговаривать, коротко и точно сообщить необходимую информацию.
Немало внимания уделяется обучению детей
правилам поведения на улицах города, правилам дорожного движения (дидактическая
игра «Чрезвычайные ситуации», «Правила дорожного движения»), и знакомству с
видами транспорта.
Для ознакомления детей
с правилами противопожарной безопасности рассматриваются плакаты («Причины
пожара», «Правила поведения при пожаре»).
Конечно, важное место в
работе с детьми в возрасте 5-7 лет занимает обучение правилам личной
безопасности. Дети должны иметь представление о возможной опасности общения с
незнакомыми людьми. В беседах рассматривались и обсуждались типичные ситуации
(плакат «Правила безопасности для дошкольников»).
Проблемы, связанные с
безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада.
Сознавая это, обеспечивали преемственность в вопросах воспитания безопасного
поведения детей между детским садом и семьёй. Для формирования
заинтересованности родителей по проблеме ОБЖ
проводились следующие мероприятия:
- анкетирование «Азбука
безопасности», «Нужны ли семье традиции» и др.;
- родительские собрания
(диспуты) с целью информации о совместной работе и стимулирования активного
участия в ней родителей;
- создание
мини-библиотеки по проблеме формирования основ здорового образа жизни и ОБЖ у
дошкольников;
- подборка тематических
консультаций в папке для родителей, индивидуальные и групповые консультации;
- создание семейного
клуба «Островок безопасности»;
- участие родителей
воспитанников в развлечениях;
- оформление буклета по
безопасности «Правила жизни».
Перечисленные мероприятия помогают наладить
более тесное и эффективное взаимодействие сотрудников ДОУ с родителями и
создают атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
После проведения
мониторинга было выявлено повышение процента усвоения, что видно из диаграммы.
Подводя итог, хотелось
бы сказать, что работа по ОБЖ и привитию детям ценностей здорового образа жизни направлена на формирование опыта
безопасного поведения дошкольников, развитие способности адекватно реагировать
в случае опасности и обучение способам самосохранения и выживания. И в таком необходимом и непростом
деле наиболее эффективным является игровая и театрализованная деятельность,
которая помогает повысить эмоциональный тонус, активизировать внимание и
развивать творческие способности детей. |