III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
3.1. Требования
к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим,
кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а
также к развивающей предметно-пространственной среде.
Условия реализации
Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех
основных образовательных областях, а именно: в сферах
социально-коммуникативного, познавательного, речевого,
художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их
эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к
другим людям.
Указанные
требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников
образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
1) гарантирует
охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает
эмоциональное благополучие детей;
3) способствует
профессиональному развитию педагогических работников;
4) создает
условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5) обеспечивает
открытость дошкольного образования;
6) создает
условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
3.2. Требования
к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной
программы дошкольного образования.
3.2.1. Для
успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие
психолого-педагогические условия:
1) уважение
взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и
способностях;
2) использование
в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих
их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного
ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение
образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего
социальную ситуацию его развития;
4) поддержка
взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и
взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка
инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
6) возможность
выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности
и общения;
7) защита детей
от всех форм физического и психического насилия <1>;
--------------------------------
<1> Пункт 9 части 1 статьи 34 Федерального закона от
29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст.
2326).
8) поддержка
родителей (законных представителей)
в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей
непосредственно в образовательную деятельность.
3.2.2. Для
получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и
коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней
коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и
наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий,
в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а
также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации
инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
3.2.3. При
реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей.
Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической
диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста,
связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их
дальнейшего планирования).
Результаты
педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для
решения следующих образовательных задач:
1)
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
2) оптимизации
работы с группой детей.
При
необходимости используется психологическая диагностика развития детей
(выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей),
которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Участие ребенка
в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты
психологической диагностики могут использоваться для решения задач
психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции
развития детей.
3.2.4.
Наполняемость Группы определяется с учетом возраста детей, их состояния
здоровья, специфики Программы.
3.2.5. Условия,
необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей
специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение
эмоционального благополучия через:
непосредственное
общение с каждым ребенком;
уважительное
отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку
индивидуальности и инициативы детей через:
создание условий
для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
создание условий
для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
недирективную
помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах
деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление
правил взаимодействия в разных ситуациях:
создание условий
для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе
принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и
социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные)
возможности здоровья;
развитие
коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации
со сверстниками;
развитие умения
детей работать в группе сверстников;
4) построение
вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития,
проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными
сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее
- зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
создание условий
для овладения культурными средствами деятельности;
организацию
видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения,
воображения и детского творчества, личностного, физического и
художественно-эстетического развития детей;
поддержку
спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и
пространства;
оценку
индивидуального развития детей;
5)
взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в
образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных
проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки
образовательных инициатив семьи.
3.2.6. В целях
эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для:
1)
профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе
их дополнительного профессионального образования;
2)
консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных
представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе
инклюзивного образования (в случае его организации);
3)
организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том
числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
3.2.7. Для
коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья,
осваивающими Программу совместно с другими детьми в Группах комбинированной направленности,
должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации
индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих
удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными
возможностями здоровья.
При создании
условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна
учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.
3.2.8.
Организация должна создавать возможности:
1) для
предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам,
вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
2) для взрослых
по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том
числе в информационной среде;
3) для
обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с
реализацией Программы.
3.2.9.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать
санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН
2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N
28564).
3.3. Требования
к развивающей предметно-пространственной среде.
3.3.1.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную
реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а
также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом
удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок),
материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в
соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их
здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
3.3.2.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность
общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и
взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3.3.3.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию
различных образовательных программ;
в случае
организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
учет
национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность;
учет возрастных
особенностей детей.
3.3.4.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть
содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,
доступной и безопасной.
1) Насыщенность
среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию
Программы.
Образовательное
пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе
техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым,
спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со
спецификой Программы).
Организация образовательного
пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на
участке) должны обеспечивать:
игровую,
познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников,
экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и
водой);
двигательную
активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных
играх и соревнованиях;
эмоциональное
благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность
самовыражения детей.
Для детей
младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно
предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и
игровой деятельности с разными материалами.
2)
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений
предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в
том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3)
Полифункциональность материалов предполагает:
возможность
разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например,
детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в
Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным
способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных
для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве
предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность
среды предполагает:
наличие в
Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования,
уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и
оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую
сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих
игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность
среды предполагает:
доступность для
воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная
деятельность;
свободный доступ
детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм,
игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской
активности;
исправность и
сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность
предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов
требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
3.3.5.
Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе
технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое,
спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации
Программы.
3.4. Требования
к кадровым условиям реализации Программы.
3.4.1.
Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими,
учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками
Организации. В реализации Программы могут также участвовать научные работники
Организации. Иные работники Организации, в том числе осуществляющие финансовую
и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей, обеспечивают
реализацию Программы.
Квалификация
педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать
квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном
справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики
должностей работников образования", утвержденном приказом Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный N
18638), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 448н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный N
21240).
Должностной
состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения
реализации Программы, определяются ее целями и задачами, а также особенностями
развития детей.
Необходимым
условием качественной реализации Программы является ее непрерывное
сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение
всего времени ее реализации в Организации или в Группе.
3.4.2.
Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями,
необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 настоящего Стандарта.
3.4.3. При
работе в Группах для детей с ограниченными возможностями здоровья в Организации
могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников,
имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями
здоровья детей, в том числе ассистентов (помощников), оказывающих детям
необходимую помощь. Рекомендуется предусматривать должности соответствующих
педагогических работников для каждой Группы для детей с ограниченными
возможностями здоровья.
3.4.4. При
организации инклюзивного образования:
при включении в
Группу детей с ограниченными возможностями здоровья к реализации Программы
могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие
соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей.
Рекомендуется привлекать соответствующих педагогических работников для каждой
Группы, в которой организовано инклюзивное образование;
при включении в
Группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в
том числе находящихся в трудной жизненной ситуации <1>, могут быть
привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую
квалификацию.
--------------------------------
<1> Статья 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3802; 2004, N 35, ст.
3607; N 52, ст. 5274; 2007, N 27, ст. 3213, 3215; 2009, N 18, ст. 2151; N 51,
ст. 6163; 2013, N 14, ст. 1666; N 27, ст. 3477).
3.5. Требования
к материально-техническим условиям реализации основной образовательной
программы дошкольного образования.
3.5.1.
Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают:
1) требования,
определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормативами;
2) требования,
определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;
3) требования к
средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными
особенностями развития детей;
4) оснащенность
помещений развивающей предметно-пространственной средой;
5) требования к
материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект,
оборудование, оснащение (предметы).
3.6. Требования
к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного
образования.
3.6.1.
Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами
общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счет средств
соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в
государственных, муниципальных и частных организациях осуществляется на основе
нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение
общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяемых органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих
реализацию Программы в соответствии со Стандартом.
3.6.2.
Финансовые условия реализации Программы должны:
1) обеспечивать
возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре
Программы;
2) обеспечивать
реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками
образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий
развития детей;
3) отражать
структуру и объем расходов, необходимых для реализации Программы, а также
механизм их формирования.
3.6.3.
Финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования
должно осуществляться в объеме определяемых органами государственной власти
субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий
реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного
образования. Указанные нормативы определяются в соответствии со Стандартом, с
учетом типа Организации, специальных условий получения образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья (специальные условия образования -
специальные образовательные программы, методы и средства обучения, учебники,
учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства
обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные),
средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных
программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий
для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями
здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские,
социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и
безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных
программ лицами с ограниченными возможностями здоровья затруднено), обеспечения
дополнительного профессионального образования педагогических работников,
обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья детей,
направленности Программы, категории детей, форм обучения и иных особенностей
образовательной деятельности, и должен быть достаточным и необходимым для
осуществления Организацией:
расходов на
оплату труда работников, реализующих Программу;
расходов на
средства обучения и воспитания, соответствующие материалы, в том числе
приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических
материалов, аудио- и видеоматериалов, в том числе материалов, оборудования,
спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых
для организации всех видов учебной деятельности и создания развивающей
предметно-пространственной среды, в том числе специальных для детей с
ограниченными возможностями здоровья. Развивающая предметно-пространственная
среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным
пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и
инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с
особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета
особенностей и коррекции недостатков их развития, приобретение обновляемых
образовательных ресурсов, в том числе расходных материалов, подписки на
актуализацию электронных ресурсов, подписки на техническое сопровождение
деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, оздоровительного
оборудования, инвентаря, оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с
подключением к информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
расходов,
связанных с дополнительным профессиональным образованием руководящих и
педагогических работников по профилю их деятельности;
иных расходов,
связанных с реализацией и обеспечением реализации Программы. |