IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
4.1. Требования
Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых
ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой
социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на
этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства
(гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его
развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные
особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного
образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку
какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от
ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и
обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной
программы в виде целевых ориентиров.
4.2. Целевые
ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации
Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации,
реализующей Программу.
4.3. Целевые
ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой
объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной
деятельности и подготовки детей <1>. Освоение Программы не сопровождается
проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников
<2>.
--------------------------------
<1> С
учетом положений части 2 статьи 11
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
<2> Часть 2 статьи 64 Федерального закона от 29
декабря 2012 г.
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст.
2326).
4.4. Настоящие
требования являются ориентирами для:
а) построения
образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного
образования, общих для всего образовательного пространства Российской
Федерации;
б) решения
задач:
формирования
Программы;
анализа
профессиональной деятельности;
взаимодействия с
семьями;
в) изучения
характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;
г)
информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих
для всего образовательного пространства Российской Федерации.
4.5. Целевые
ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении
управленческих задач, включая:
аттестацию
педагогических кадров;
оценку качества
образования;
оценку как
итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках
мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов,
основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
оценку выполнения
муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели
качества выполнения задания;
распределение
стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
4.6. К целевым
ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные
возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры образования в младенческом
и раннем возрасте:
ребенок
интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально
вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять
настойчивость в достижении результата своих действий;
использует
специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение
бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.
Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять
самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
владеет активной
речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает
речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
стремится к
общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются
игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
проявляет
интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
проявляет
интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится
двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения
культуры и искусства;
у ребенка
развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег,
лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этапе завершения
дошкольного образования:
ребенок
овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и
самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен
выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает
установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям
и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том
числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает
развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и
прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает
условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным
нормам;
ребенок
достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания,
может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в
словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка
развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными
движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен
к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в
разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,
может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок
проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется
причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения
явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором
он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными
представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и
т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания
и умения в различных видах деятельности.
4.7. Целевые
ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и
начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации
Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей
дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими
дошкольного образования.
4.8. В случае
если Программа не охватывает старший дошкольный возраст, то данные Требования
должны рассматриваться как долгосрочные ориентиры, а непосредственные целевые
ориентиры освоения Программы воспитанниками - как создающие предпосылки для их
реализации. |